ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования. Анализ непосредственных результатов хирургического лечения злокачественных неорганных забрюшинных опухолей (НЗО).
Материалы и методы. В отделении абдоминальной онкологии № 1 ФГБУ «НМИЦ онкологии» Минздрава России хирургические операции по поводу злокачественных НЗО выполнены у 114 больных. Среди них мужчин было 48, женщин – 66. По гистологической структуре наиболее часто в 64 (56,1 %) наблюдениях выявлена липосаркома.
Результаты. Интраоперационная ревизия выявила распространение опухоли на смежные анатомические структуры в 67 (58,8 %) наблюдениях. Резекционные хирургические вмешательства удалось выполнить 109 пациентам, из них у 106 (97,2 %) больных операции были выполнены в объёме R0. Комбинированные хирургические вмешательства по поводу НЗО выполнены у 62 (54,4 %) больных, из них у 45 (72,6 %) пациентов они были мультивисцеральными. Резекция нижней полой вены выполнена у 12 пациентов. У 2 пациентов выполнена резекция верхней брыжеечной вены и у 2 больных – подвздошно-толстокишечной вены. В 1 наблюдении резецирована левая почечная вена с ушиванием бокового дефекта стенки сосуда. Осложнения во время операции и в раннем послеоперационном периоде отмечены у 14 (12,3 %) больных. Всего после операций умерли 2 больных, летальность составила 1,8 %.
Заключение. Опухолевая инвазия крупных магистральных кровеносных сосудов не является противопоказанием для хирургического лечения местно-распространенных злокачественных неорганных забрюшинных опухолей.
Цель исследования. Изучение величины и вариабельности традиционно определяемых показателей крови и некоторых показателей адаптационного статуса у интактных половозрелых мышей линии Balb/c разного пола.
Материалы и методы. Исследования проведены на 20 половозрелых животных SPF-статуса, самцах (10) и самках (10). Были изучены цитологические и биохимические показатели крови и весовые характеристики органов иммунной системы и надпочечников (с учетом конституциональных особенностей мышей данной линии). При статистическом анализе использовали пакет программ Statistica 10.0. Определяли коэффициент вариации (CV). Значимость статистических различий оценивали с помощью критерия Манна-Уитни.
Результаты. Были выявлены половые различия по соотношению уровней альбумина и глобулина, содержанию мочевины и щелочной фосфатазы, относительному числу лимфоцитов и моноцитов в крови, количеству эритроцитов и содержанию гемоглобина в эритроцитах. Также были отмечены показатели, отличавшиеся сильной вариабельностью (CV до 51 %), число которых у самцов было большим, чем у самок. Информативность весовых характеристик исследованных органов была снижена вследствие конституциональных особенностей самок линии Balb/c. Результаты анализа показателей указывали на более высокий адаптационный статус самок по сравнению с самцами и позволяли предположить различную активность Т-клеточных, В-клеточных и миелоидных звеньев иммунитета у животных разного пола.
Заключение. Изучение слабых и умеренных сдвигов традиционных лабораторных показателей, отражающих адаптационный статус и характеристики крови половозрелых самцов и самок линии Balb/с в условиях физиологической нормы, позволило выявить половые особенности системных регуляторных процессов, которые могут иметь значение для устойчивости организма к злокачественный росту и эффективности противоопухолевых воздействий. Указаны актуальные направления дальнейших исследований.
Цель исследования. Оценка влияния включения препарата лактоглобулина в комплекс предоперационной подготовки больных раком ободочной кишки на состав микробиоты опухоли и ткани, взятой по линии резекции.
Материалы и методы. 40 больным раком ободочной кишки II–III стадий, у которых операция была первым этапом лечения, в курсе стандартной предоперационной подготовки вводили препарат антител против условно-патогенных микроорганизмов кишечника, полученный из молозива иммунизированных коров, по 2 г 2 раза в день перорально перед операцией в течение 3-х дней (суммарная доза 12 г) (основная группа); 40 больных получали стандартную антибиотикопрофилактику (контрольная группа). В образцах удаленной опухоли и ткани линии резекции определяли количественный состав микробиоты.
Результаты. У больных основной группы общая микробная обсемененность опухоли была в 9,2 раза ниже контрольной; частота выделения E.сoli и Clostridiae была также статистически значимо ниже (р = 0,004 и 0,03 соответственно). В опухолях больных основной группы из двенадцати исследованных представителей микроорганизмов количество шести было статистически значимо ниже контроля, а три из обнаруженных в контрольной группе не выявлялись. Поскольку они относились к потенциально патогенным (Pseudomonas aeruginosa, Staphylococcus aureus, грибы рода Сandida), микробный состав опухоли больных основной группы можно считать более благоприятным, чем контрольной. Подобные различия отмечены и в неопухолевой ткани кишки, в которой содержание Enterobacter spp, Streptcocci, Clostridiae, Peptostreptococci было статистически значимо ниже, чем в контроле.
Заключение. Итак, пероральное применение антительного препарата лактоглобулина вызывает положительные изменения микробиоты опухоли и неопухолевой ткани кишки. Учитывая возможное влияние состава микробиоты на ответ больного на дальнейшую химио- и иммунотерапию, считаем целесообразным использование препарата для подготовки к адъювантному лечению.
Цель исследования. Совершенствование результатов прогнозирования развития панкреатической фистулы при оперативном лечении рака поджелудочной железы путем внедрения новых диагностических алгоритмов магнитно-резонансной томографии (МРТ)-оценки предполагаемой ее культи.
Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ результатов МРТ-исследований 1136 пациентов из базы данных медицинской информации ФГБУ «НМИЦ онкологии» Минздрава России за 2009–2020 гг. Разработана и применена оригинальная методика сканирования – транс- и кросспанкреатическая визуализация и методика МР-спектроскопии у пациентов раком поджелудочной железы. Выполнено ретроспективное сравнение предоперационных исследований: стандартный протокол МРТ без анатомического ориентирования серий; протокол МРТ с применением разработанной технологии.
Результаты. Генерализованный рак поджелудочной железы был у 717 пациентов. Поражение лимфатических узлов – у 302 больных среди 419 радикально оперированных. Все случаи были подтверждены морфологически. В группе 419 пациентов, перенесших резекцию ПЖ, на основании анализа морфологических и клинических данных, а также данных предоперационного МРТ мы разработали оригинальную предоперационную шкалу оценки риска развития панкреатического свища, которую сравнили по точности с интраоперационными шкалами: шкалой риска развития панкреатической фистулы (FRS) и модифицированной FRS. Из широкого спектра метаболитов выбраны лактат и липидный комплекс. Для доказательства точности исследования мы использовали протоколы операций и результаты гистологических исследований операционного материала. Общая точность методики в возможности предсказать развитие свища – 97,5 %. Для повышения точности разработанной шкалы использовались новые визуальные предикторы (симптом «домино» и «белое на белом»), основанные на данных МРТ.
Заключение. Разработанный метод использования модифицированной шкалы риска развития панкреатической фистулы позволяет уже на дооперационном этапе предсказать развитие ранних послеоперационных осложнений. При сравнении рассчитанных рисков развития панкреатической фистулы по разработанной шкале с результатами их оценки по известным шкалам (FRS и модифицированной FRS) статистический анализ показал достоверное отличие в лучшую сторону при сравнении с FRS (p = 0,0477), и тенденцию – при сравнении с модифицированной FRS (p = 0,0544).
Цель исследования. Сравнительный анализ показателей крови и некоторых характеристик адаптационного статуса интактных мышей линий Balb/c и С57Bl/6 обоего пола.
Материалы и методы. Исследования проводили у интактных мышей обоего пола линий С57Bl/6 (n = 18) и Balb/c (n = 20). Возрастные характеристики животных соответствовали первой половине репродуктивного периода. Изучали показатели общего и биохимического анализа крови, весовые характеристики тимуса, селезенки и надпочечников. Оценивали характер и напряженность общих неспецифических адаптационных реакций организма (АР). При статистическом анализе использовали коэффициент вариации (CV), t-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни.
Результаты. У мышей обеих изученных линий было отмечено доминирование самок над самцами по весовым характеристикам тимуса и селезенки и частоте развития наиболее благоприятной антистрессорной АР повышенной активации. Вариабельность изученных показателей в целом у самок была ниже, чем у самцов. При этом у мышей линии С57Bl/6 животные разного пола имели сходный характер АР (АР повышенной активации), но отличались признаками напряженности этой реакции, указывающими на разный диапазон уровней реактивности, на которых развивалась эта АР у самцов и самок. У мышей линии Balb/c животные разного пола различались характером пре- обладавших антистрессорных АР. Сравнение биохимических показателей крови самок разных линий указывало на более активный углеводный обмен у мышей линии Balb/c и более активный белковый обмена – у мышей линии С57Bl/6. Животные линии С57Bl/6 имели преимущество над мышами Balb/c (особенно выраженное у самок) по некоторым показателям адаптационного статуса.
Заключение. Результаты исследования указывали на возможное различие в соотношении углеводного и белкового обмена у самок Balb/c и С57Bl/6 и свидетельствовали о более благоприятном состоянии регуляторных систем у мышей линии С57Bl/6 по сравнению с животными линии Balb/c. Выявленные регуляторные и метаболические межлинейные различия могут обусловить особенности в реакции организма животных, принадлежащих к разным линиям, на злокачественный процесс и эффективность противоопухолевой терапии.
ОБЗОРЫ
Синдром низкой передней резекции является распространенной проблемой в связи с повышенной заболеваемостью раком прямой кишки и высокой частотой развития аноректальной дисфункции при сфинктеросохраняющих оперативных вмешательствах. Влияние функциональных расстройств на качество жизни пациентов и изменение социальной адаптации позволяет отнести синдром низкой передней резекции к актуальным и обсуждаемым вопросам. Цель исследования: рассмотреть особенности развития аноректальной дисфункции у больных раком прямой кишки путем изучения факторов риска и патогенетических аспектов развития синдрома низкой передней резекции, а также оценить роль объективных исследований в оценке синдрома по данным опубликованной литературы.
Этиология синдрома низкой передней резекции многофакторна. Среди факторов риска выделяют немодифициро- ванные и модифицированные предикторы. К немодифицируемым факторам относят женский пол и возраст старше 65 лет. Среди модифицируемых предикторов отрицательное влияние на аноректальную функцию оказывает проведение лучевой терапии, оперативного вмешательства, тип сформированного колоректального анастомоза и развитие его несостоятельности, а также выведение кишечной стомы. Тем не менее наибольшую роль в его развитии играют органосохраняющее оперативное вмешательство с тотальной мезорекумэктомией, проведение лучевой терапии и формирование превентивной илеостомы. Сложность патофизиологического механизма синдрома обусловливает необходимость детального изучения аноректальной функции и изменения ее параметров у пациентов в процессе лечения по поводу рака прямой кишки. Функциональные расстройства при синдроме низкой передней резекции варьируются по степени тяжести. В изучении выраженности клинических проявлений синдрома имеет значение использование шкалы LARS, а при развитии анальной инконтиненции – применение шкалы Wexner. Однако наиболее точную оценку позволяют осуществить объективные методы исследования, такие как аноректальная манометрия высокого разрешения. Данный метод исследования позволяет контролировать функцию запирательного аппарата прямой кишки на разных этапах комбинированного лечения и открывает возможности поиска новых предикторов синдрома низкой передней резекции.
Рак пищевода (РП) является одним из самых агрессивных злокачественных новообразований, занимая шестое место среди онкологических причин смертности. По данным GLOBOCAN, более полумиллиона человек ежегодно умирает от данного заболевания, а к 2040 г. ожидается увеличение данного показателя практически в 2 раза. У большинства больных рак пищевода диагностируется на III–IV стадиях заболевания. В настоящее время, стандартом лечения неоперабельных больных РП является одновременная химиолучевая терапия.
Одним из основных методов лечения пациентов с неметастатическим поражением пищевода остается оперативное вмешательство в объеме эзофагэктомии с радикальной лимфодиссекцией, сопровождающееся довольно частыми серьезными послеоперационными осложнениями. Однако, результаты только хирургического лечения местно-распространенного рака пищевода остаются неудовлетворительными, и показатель пятилетней выживаемости составляет менее 20 %. В целях улучшения онкологических результатов лечения используются различные комбинации лекарственной и лучевой терапии (предоперационная химиотерапия или химиолучевая терапия, самостоятельная химиолучевая терапия). На сегодняшний день, рекомендации по лечению местно-распространенного рака пищевода различаются в разных странах. Тримодальная терапия (предоперационная химиолучевая до СОД – 46 Гр с 5 циклами еженедельной ПХТ по схеме карбоплатин + паклитаксел с последующим хирургическим лечением) является стандартом у операбельных пациентов с неметастатическим плоскоклеточным раком пищевода в нашей и европейских странах. В азиатских странах предпочтение отдается неоадъювантной химиотерапии, базируясь на данных исследования JCOG1109 (NExT), в котором было показано, что добавление доцетаксела к неоадъювантной терапии цисплатином и фторурацилом сопровождается улучшением показателей общей выживаемости и приемлемой токсичностью, по сравнению со схемой CF и химиолучевой терапией.
Отдельным вопросом стоит место спасительной эзофагэктомии у больных, получивших курс радикального химиолучевого лечения. К сожалению, по данным ряда исследователей, рецидивирующий или персистирующий рак пищевода остается актуальной проблемой с риском развития рецидива заболевания до 60 % случаев. Мы изучили данные российской и общемировой литературы, касающиеся вопроса лечения плоскоклеточного рака пищевода.