ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 
Цель исследования. Ретроспективный анализ непосредственных результатов выполнения передних резекций прямой кишки при раке.
Материалы и методы. В отделении абдоминальной онкологии №1 с группой рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения (РЭМДЛ) клиники ФГБУ «НМИЦ онкологии» Минздрава России по поводу рака прямой кишки (РПК) операции передней резекции прямой кишки выполнены 334 больным, при этом в 143 (42,8 %) случаях они были низкими.
В качестве стандарта выполнялась тотальная мезоректумэктомия и лимфодиссекция в объёме D2. Комбинированные хирургические вмешательства выполнены у 68 (20,4 %) пациентов по поводу местно-распространённых опухолей. Колоректальный анастомоз с использованием сшивающих аппаратов формировали во всех наблюдениях, в 316 (94,6 %) случаях это было соустье «бок в конец», у 18 пациентов – «конец в конец». Превентивную проксимальную кишечную стому формировали в 73 (21,9 %) наблюдениях, из них в 67 случаях это была илеостома, в 6 – трансверзостома. У 261 пациента превентивную проксимальную кишечную стому не формировали.
Результаты. После выполнения передних резекций по поводу РПК осложнения развились у 75 (22,5 %) больных. Самым грозным и опасным осложнением была несостоятельность колоректального анастомоза, которая отмечалась в 12 (3,5 %) наблюдениях. У превентивно стомированных пациентов это осложнение возникло у 8,2 % (6 больных из 73), у больных без стомы у 2,3 % (6 пациентов из 261).
Заключение. Использование превентивной проксимальной кишечной стомы позволяет сформировать колоректальный анастомоз даже при наличии осложнённых форм рака прямой кишки. Количество осложнений, непосредственно связанных с формированием превентивной проксимальной кишечной стомы относительно небольшое, однако, при планировании хирургического вмешательства по поводу неосложнённого рака прямой кишки, необходимо учитывать вероятность их возможного возникновения.
КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 
Мукормикоз легких – тяжелое инфекционное осложнение у больных острым лимфобластным лейкозом, которое развивается на этапе высокодозной цитостатической терапии. Оно характеризуется чрезвычайно агрессивным, быстро прогрессирующим течением и без специфического лечения заканчивается летальным исходом в короткое время. Достоверная верификация мукора необходима в связи с устойчивостью к наиболее часто используемым противогрибковым лекарственным средствам, в частности, к вориконазолу.
В статье представлен клинический случай легочной формы мукормикоза у ребенка 12 лет на этапе диагностики острого лимфобластного лейкоза. Первые симптомы заболевания (головные боли, недомогание и слабость, бледность), изменения в общем анализе крови (ОАК) (гиперлейкоцитоз до 200 тыс. кл/мкл, тромбоциты единичные). По результатам обследования верифицирован основной диагноз острый лимфобластный лейкоз L2, ИФТ Т-II, CD1a־. На этапе диагностики острого лимфобластного лейкоза, основное заболевание было осложнено развитием правосторонней пневмонией согласно рентгенологическому исследованию. Для верификации этиологии инфильтрации легочной ткани на микробиологическую диагностику был направлен бронхо-альвеолярный лаваж (БАЛ). Исследование включало методы: иммуноферментный, микроскопический и культуральный. На совокупности всех полученных результатов был диагностирован инвазивный мукормикоз и начата незамедлительно противогрибковая терапия.
Данное клиническое наблюдение демонстрирует способ мотивированного применения трансдермальной терапевтической системы (ТТС) на основе фентанила при проведении химического плевродеза у пациента с длительной утечкой воздуха после резекции лёгкого по поводу рака. Наиболее распространенным осложнением после плановых резекций лёгкого является формирование альвеолярно-плеврального свища или длительная утечка воздуха. Это клиническое проявление возникает в результате сообщения между альвеолами паренхимы лёгкого дистальнее сегментарного бронха с плевральной полостью. В большинстве случаев утечка воздуха по дренажам устраняется спонтанно, однако частота длительного отсутствия пневмостаза в послеоперационном периоде может достигать 25 % случаев, что оказывает отрицательное влияние на исходы оперативных вмешательств из-за развития пневмонии и эмпиемы. Длительное дренирование плевральной полости не всегда заканчивается аэростазом и требует повторных инвазивных вмешательств. Одним из способов достижения герметичности ткани лёгкого является применение различных методик химического плевродеза, который представляет собой хирургическую манипуляцию – введение склерозирующего химического вещества в плевральную полость путем распыления медицинского талька через троакар или раствора тетрациклина, вводимого в плевральные дренажи. Химическое вещество приводит к асептическому воспалению и образованию сращений между висцеральным и париетальным листками плевры с последующей облитерацией плевральной полости. Введение склерозанта сопровождается сильными болями, способными спровоцировать респираторный и/или гемодинамический дефицит, вплоть до апноэ и жизнеугожающего нарушения сердечного ритма. Очевидно, что купирование боли при проведении химического плевродеза является важным фактором профилактики ряда осложнений у пациентов перенесших хирургическое вмешательство по поводу рака лёгкого (РЛ). Использование болюсного внутривенного введения наркотических анальгетиков приводит к обезболивающему эффекту, но кратковременного характера, что обусловлено отсутствием депо в организме и резким спадом концентрации препарата в сыворотке крови. К сожалению, у ослабленных и пожилых онкологических больных данный способ введения наркотических препаратов может вызвать различные осложнения такие, как угнетение дыхания и сердечной деятельности. Особенностью действия ТТС является обеспечение непрерывного дозирования и создания постоянной концентрации наркотического препарата на протяжении определенного промежутка времени. Данный способ обеспечивает многоуровневый и системный подход к устранению боли, способствует снижению токсичности и минимизирует угнетение центральных механизмов регуляции внешнего дыхания, не вызывая респираторные и кардиальные нарушения у больных, перенесших резекции легкого.
ОБЗОР 
Рак желудка (РЖ) – группа злокачественных опухолей, происходящих из клеток слизистой оболочки желудка. Самый высокий уровень заболеваемости РЖ регистрируется в Японии, Китае и России, низкий – в США и Новой Зеландии. Обширные молекулярно-генетические исследования рака желудка выявили его гетерогенность, что связано с геномной нестабильностью опухоли и сложностью её фенотипа за счет одновременных изменений в нескольких онкогенах и супрессорах. Это явилось основанием для создания классификации по молекулярным подтипам. Создание реалистичной доклинической модели имеет важное значение для трансляционных исследований рака желудка. Раковые клеточные линии и полученные из них ксенотрансплантаты – одни из самых распространенных доклинических моделей. Но, несмотря на легкость генерации, они имеют и ограничения, поскольку эти модели не могут в достаточной степени воспроизводить уникальные особенности каждого больного раком. Ксенотрансплантаты, полученные от пациентов (Patient-derived xenograft; PDX), в настоящее время являются лучшей моделью для проверки мишеней и предикторов ответа на терапию. PDX-модели создаются путем трансплантации хирургически резецированных опухолей человека иммунодефицитным мышам. Эти модели поддерживают морфологическое сходство и повторяют молекулярные характеристики исходных опухолей, таким образом, являясь незаменимым инструментом для оценки противоопухолевого лекарственного ответа. Статистические данные, полученные в ходе доклинических исследований с использованием PDX-моделей, помогают значительно сэкономить время и ресурсы, необходимые для клинических испытаний. Также с целью изучения специфических генетических путей онкогенеза и разработки экспериментальной терапии рака желудка в научных лабораториях широко применяют трансгенные и нокаутные мышиные модели. В данном обзоре обсуждаются молекулярные классификации РЖ и экспериментальные модели мышей, которые воспроизводят рак in situ, и являются универсальной платформой для доклинических исследований в экспериментальной онкологии.
Рак легкого (РЛ) занимает первое место в структуре общей онкологической заболеваемости и смертности у мужчин как в России, так и в зарубежных странах. Большинство новых случаев РЛ диагностируется у пациентов старше 65 лет, и в последние годы наблюдается тенденция к увеличению данного показателя. РЛ представляет собой гетерогенную группу злокачественных опухолей с различными генетическими и биологическими характеристиками. Несмотря на то, что курение считается основной причиной немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ), генетическая предрасположенность и воздействие окружающей являются причиной развития 10–15 % случаев заболевания. Тактика лечения пациентов с одним НМРЛ давно отработана и, как правило, не вызывает никаких трудностей. Хирургическое вмешательство является основным методом лечения ранних стадий НМРЛ. Однако, по мере прогрессирования заболевания возрастает риск метастазирования, и в этом случае эффективность хирургического метода лечения резко снижается. Разработка новых схем лекарственной терапии, использование таргетных препаратов улучшила выживаемость больных с РЛ, несущими онкогенные драйверные мутации. Персонифицированное лечение становится все более доступным по мере развития технологии секвенирования. Таргетная терапия несомненно улучшает исходы больных НМРЛ, опухоли которых несут онкогенные драйверные мутации EGFR, слияние АLK и реаранжировки ROS1. Однако, помимо основных молекулярных мишеней, выявлены и изучаются другие генетические альтерации, такие как: вирусный онкоген Kirsten RAS (КРАS), МЕТ, RЕТ, HER2 и NRG. Некоторые из таких мутаций (BRAF и NTRK) уже доступны для таргетной терапии. Перечень генетических альтераций растет и расширяется молекулярное профилирование больных НМРЛ, что имеет весьма важное значение при прогрессировании заболевания. Молекулярно-генетический отбор идентифицирует конкретные группы пациентов, которые получают пользу от таргетной терапии и дает представление о потенциальных механизмах резистентности. Несмотря на достигнутый прогресс, необходимы дальнейшие исследования для выяснения взаимодействий с иммунными клетками в микроокружении опухоли как факторов, влияющих на выживаемость. Кроме того, становится все более важным изучение таргетной терапии в контексте мультимодального лечения. Настоящий обзор посвящен пониманию генетических изменений, поиску новых генетических мишеней, проблемам и будущим направлениям развития таргетной терапии в лечении пациентов с опухолями легких.